Москва: (495) 646-01-47
Cанкт-Петербург: (812) 363-4-364

Радиально-упорные шарикоподшипники

Радиально-упорные шарикоподшипники имеют дорожки качения на внутреннем и наружном кольцах. Эти дорожки качения смещенны относительно друг друга вдоль оси подшипника. Такая конструкция позволяет подшипнику воспринимать комбинированные нагрузки, действующие как в радиальном, так и осевом направлении.

Осевая грузоподъемность радиально-упорного шарикового подшипника возрастает с увеличением угла контакта. Углом контакта называется угол между линией, соединяющей точки контакта шариков на дорожках качения в радиальном сечении, вдоль которой передается нагрузка с одной дорожки качения на другую и линией перпендикулярной оси подшипника.


Однорядные радиально-упорные шариковые подшипники

Обычные однорядные радиально-упорные шариковые подшипники предназначены для работы в узлах. где в каждой опоре используется один подшипник. Они имеют нормальный допуск на ширину колец. И поскольку ширина и уступы колец таких подшипников изготавливаются по нормальным допускам ,они не предназначены для парной установки вплотную друг к другу без подгонки проставочных колец.

Подшипники для универсального монтажа изготовлены таким образом, чтобы при установке в произвольном порядке они плотно прилегают друг к другу, создавая заданный внутренний зазор или преднатяг и равномерное распределение нагрузки без применения дополнительных регулировочных прокладок или колец. Подшипники для универсального монтажа имеют специальные суффиксы для обозначения зазора (CA, CB, CC) или преднатяга (GA, GB, GC).

Парная установка применяется в случаях, когда грузоподъёмность одного подшипника недостаточна (установка тандемом) или когда действует комбинированная или двухсторонняя осевая нагрузка (О-образная и Х-образная схемы установки).

При установке тандемом, линии нагружения параллельны, а радиальная и осевая нагрузки распределяются между подшипниками равномерно. Комплект подшипников, установленных по схеме "тандем", способен воспринимать осевую нагрузку только в одном направлении. Поэтому в случае воздействия на подшипники осевой нагрузки в противоположном направлении или комбинированной нагрузки, к тандемной паре должен быть добавлен третий подшипник.

При установке подшипников по О-образной схеме, линии нагружения расходятся от центра подшипников. Такая пара способна воспринимать двухсторонние осевые нагрузки, но только одним подшипником в каждом направлении. Конструкция узла с подшипниками, установленными по О-образной схеме, имеет относительно высокую жесткость и способна воспринимать изгибающие моменты.

При установке подшипников по Х-образной схеме линии нагружения сходятся к центру подшипников. Такая пара также способна воспринимать двухсторонние осевые нагрузки, и также только одним подшипником в каждом направлении. Узел с подшипниками, установленными по Х-образной схеме, имеет меньшую жесткость, чем узел с подшипниками, установленными по О-образной схеме и менее пригоден для восприятия изгибающих моментов.

Допуски обычных однорядных радиально-упорных подшипников, предназначенных для одиночной установки соответствуют нормальному классу точности. Подшипники универсального исполнения, предназначенные для парной установки изготавливаются по более высоким классам точности.

Внутренний зазор в однорядном радиально-упорном подшипнике устанавливается только после монтажа подшипника и зависит от его расположения относительно второго подшипника, который обеспечивает осевую фиксацию в противоположном направлении. Подшипники универсального исполнения изготавливаются в следующих группах:

  • CA - уменьшенный осевой зазор
  • CB - нормальный осевой зазор
  • CC - увеличенный осевой зазор

Комплекты подшипников универсального исполнения могут иметь следующие группы предварительного натяга:


  • GA - легкий предварительный натяг
  • GB - средний предварительный натяг
  • GC - тяжелый предварительный натяг

Однорядные радиально-упорные подшипники обладают ограниченной способностью компенсировать перекосы. Допустимый перекос вала ,не приводящий к существенному ухудшению работы подшипника зависит от величины рабочего зазора в подшипнике, его размеров и внутренней конструкции.

Радиально-упорные шарикоподшипники стандартно комплектуются одним из указанных ниже сепараторов:

  • сепаратор из стеклонаполненного полиамида
  • штампованный латунный сепаратор оконного типа с центрированием по шарикам, с
  • механически обработанный латунный сепаратор оконного типа с центрированием по шарикам,
  • механически обработанный стальной сепаратор оконного типа с центрированием по шарикам,
  • штампованный стальной сепаратор оконного типа с центрированием по шарикам

Сепараторы трех первых конструкций используются для подшипников стандартного ассортимента. Некоторые подшипники могут комплектоваться стальными или латунными штампованными или механически обработанными сепараторами.

Для надежной работы радиально-упорные шарикоподшипники, как и все шариковые и роликовые подшипники, должны быть нагружены заданной минимальной нагрузкой. Это особенно важно, если они вращаются с большой скоростью или на них действуют большие ускорения или нагрузка часто меняет направление. В таких случаях силы инерции шариков и сепаратора, сопротивление смазочного материала нарушают нормальные условия качения внутри подшипника и вызывают проскальзывание шариков по дорожкам.


Двухрядные радиально-упорные шариковые подшипники

Конструкция двурядных радиально-упорных шариковые подшипников аналогична конструкции однорядных радиально-упорных шарикоподшипников, но имеет меньшую ширину и позволяет воспринимать осевую и радиальную нагрузки действующие в обоих направлениях.

Стандартная номенклатура включает:


  • подшипники стандартного конструктивного исполнения
  • подшипники с уплотнениями
  • подшипники с разъёмным внутренним кольцом
  • большие подшипники для применения в тяжелых условиях с разъёмными внутренним или наружным кольцами.

Подшипники базовой конструкции имеет улучшенную конструкцию и не имеет пазов для ввода шариков. Его преимущества состоят в следующем:

  • универсальность применения
  • большая радиальная и двухсторонняя осевая грузоподъёмность
  • низкий уровень шума.

Подшипники имеет угол контакта 30 градусов и комплекты шариков, установленных по О-образной схеме. Открытые подшипники базовой конструкции могут выпускаться с канавками на наружном и внутреннем кольцах под защитные шайбы или уплотнения

Подшипники наиболее распространеных типов могут также поставляться с защитными шайбами и уплотнениями. Подшипники данного исполнения заполнения смазкой на весь срок службы и не требуют обслуживания. Подшипники с защитными шайбами перед установкой нельзя мыть или нагревать до температуры свыше 80 °C.

Штампованная стальная защитная шайба, используемая в небольших подшипниках, образует узкий зазор с поверхностью внутреннего кольца. Поэтому желательно, чтобы у подшипника с защитными шайбами вращалось внутреннее кольцо. Если же вращается наружное кольцо, то при достижении определенной частоты вращения возможно вытекание смазочного материала.

Подшипники с уплотнениями, комплектуются армированными уплотнениями из синтетической резины, которые контактируют с проточками на боковой поверхности внутреннего кольца. Кромка уплотнения с небольшой силой прижимается к внутреннему кольцу, создавая хорошее уплотнение. Внешний край уплотнения плотно вставляется в проточку наружного кольца и также образует хороший уплотняющий эффект. Допустимый рабочий диапазон температур для этих уплотнений - от минус 40 до плюс 100 градусов, на короткий период до плюс 120 градусов.

При работе подшипника в экстремальных условиях, например, с очень высокой частотой вращения или при высокой температуре, может произойти вытекание пластичной смазки через наружное кольцо. В этих случаях, должны применяться специальные конструктивные решения.

Кроме стандартного исполнения имеются двухрядные радиально-упорные шарикоподшипники с разъёмным внутренним кольцом. Конструкция такого подшипника позволяет размещать большее количество шариков увеличенного размера, что обеспечивает большую грузоподъёмность подшипника, особенно осевую.

Крупногабаритные двухрядные радиально-упорные шарикоподшипники специально разработаны для осевой фиксации валков прокатных станов, которые вращаются на цилиндрических роликоподшипниках. Они хорошо подходят для работы при больших частотах вращения с относительно небольшими осевыми нагрузками, но могут использоваться и в других отраслях, где работающие с большими частотами вращения валы устанавливаются на опорах, воспринимающие радиальные нагрузки. В зависимости от размера крупногабаритный двухрядный радиально-упорные шарикоподшипник может иметь разъёмное внутреннее или наружное кольцо. Эти подшипники имеют неразборную конструкцию.


Радиально-упорные шариковые подшипники с четырехточечным контактом

Шариковые подшипники с четырёхточечным контактом представляют собой однорядные радиально-упорные шариковые подшипники, с дорожками качениярасчитанными на восприятие осевых нагрузок, действующих в обоих направлениях. Воспринимаемые радиальные нагрузки могут составлять только часть осевой нагрузки. Подшипники данного типа занимают гораздо меньше места в осевого пространства, чем двухрядные подшипники.

Шариковые подшипники с четырёхточечным контактом имеют величину угла контакта 35 градусов или 45 градусов и разъёмное внутреннее кольцо. Такой подшипник содержит большее количество шариков и имеет большую грузоподъёмность. Подшипник разборный, благодаря чему наружное кольцо и сепаратор с шариками могут монтироваться независимо независимо от двух половин внутреннего кольца.

Во многих случаях радиальный подшипник используется в сочетании с подшипником с четырехточечным контактом, который выполняет функции упорного подшипника и монтируется с радиальным зазором в корпусе.

Допуски подшипников с четырехточечным контактом соответствуют нормальному классу точности (имеются типоразмеры с повышенным - 6 классом). Внутренний зазор данного типа подшипников соответствует нормальному (нулевому)классу (имеются типоразмеры с увеличенным и уменьшенным зазорами).

Поскольку подшипники с четырехточечным контактом обладают ограниченными возможностями восприятия перекоса колец их способность компенсировать перекос вала также ограничена. Любой перекос приводит к увеличению шума и сокращению срока службы подшипника.

Шариковые подшипники с четырехточечным контактом комплектуютсяследующими сепараторами:

  • механически обработанный латунный сепаратор, центрируемый по наружнему кольцу
  • литой сепаратор из стеклонаполненого полиэфиркетона

Для обеспечения удовлетворительной работы на шарикоподшипники должна действовать минимальная нагрузка.