Москва: (495) 646-01-47
Cанкт-Петербург: (812) 363-4-364

Причины искажения произношения и написания слова «потшипник, подшибник, подшиник, пошипник и т.д.» в русском языке.

Согласно толкованию словаря Даля подшипник в машинах понимается как «та часть подушки, на коей лежит шип оси или вала; упорная подкладка, на коей ось обращается». Таким образом, слово «подшипник» относится к разряду слов с «говорящим» словообразованием. Подшипник объясняет свою семантику через соотношение приставки и корня.


В современном языке слово «подшипник», как правило, употребляется в соответствии со своим изначальным значением: это деталь, расположенная под шипом. Однако имеют место и курьезные ошибки, причина которых лежит в подмене фонетической составляющей слова «подшипник» или его семантики. Рассмотрим наиболее распространенные случаи: «потшипник», «подшибник», «подшиник», «пошибники», «пошипники».


Прежде всего слово «потшипник». Звонкая «д» стоит перед глухой буквой "ш". В результате произношения "д" приглушается (у согласной "ш" нет звонкой пары как и "д" - "т") и в результате «подшипник» превращается в так называемый  «потшипник». При этом совершенно не понятно становиться происхождение слова, в отличии от правильного написания.


Следующая и наверно самая частая ошибка в написании слова «подшипник» имеет в своей основе также  фонетические процессы. Глухой согласный «п» перед сонорным «н» в соответствии с правилами русского языка подвергается озвончению и превращается в свою звонкую пару «б». Таким образом из «подшипника» получается «подшибник». При данной ошибке полностью искажается и семантика слова «подшипник». Из детали, расположенной под шипом, он превращается в предмет, который или которым подшибают. Носители языка, плохо знакомые с техникой, таким образом, видимо, и представляют себе назначение подшипника. Так появился «подшибник».

Также слово «подшипник» существует в таком варианте как «подшиник». Здесь глухой согласный звук «п» просто проглатывается. В результате «подшипник» из детали, расположенной под шипом превращается в деталь, расположенную под шиной. Однако, если следовать правилам словообразования русского языка, то «подшиники» должны были бы быть «подшинниками» с двойным «н» - частью корня и суффиксом. Если попытаться определить, какое значение вкладывается в слово «подшиники» его носителями, то можно опять-таки предположить слабое знакомство с техникой при некотором условном знании устройства автомобиля. Видимо люди, употребляющие это слово что-то слышали о ступице и о том, что расположенный на ней подшипник помогает вращаться колесу автомобиля. Колеса же безусловно ассоциируются с «шинами». Более глубокую семантику возникновения «подшиников» определить затруднительно.


И наконец, стоит отметить такие варианты слова как «пошибники» или «пошипники». Они встречаются крайне редко и характерны для тех случаев, когда носитель языка при написании слова «подшипник» ориентируется на звучание, точнее на его разговорную форму. При таких вариантах проследить изменение семантики представляется невозможным.

А чтобы все « потшипник» и «пошибники » стали опять «подшипниками» необходимо просто помнить о семантике слова – «находящийся под шипом».


Первые образцы подшипников, очень напоминающие по своей конструкции современные модели, появились в России в 18 веке. Так, в 1768 году для транспортировки пьедестала под памятник Петру I "Медный всадник" в Петербурге были сконструированы гигантские салазки, где полозьями служили бревна, обитые листовой медью. В бревнах было выдолблено 32 углубления, в которых помещались бронзовые шары диаметром 12,7 см. Прообразом современных роликовых подшипников в России были дисковые подшипники, примененные русским механиком Кулибиным в его "самокате", построенном в 1791 году.