Подшипники с витыми роликами ГПЗ
Подшипники с витыми роликами воспринимают только радиальные нагрузки, не фиксируя вал в осевом направлении. Могут воспринимать ударные нагрузки, и малочувствительны к загрязнению. По сравнению с подшипниками с цилиндрическими роликами они имеют примерно вдвое меньшую грузоподъемность и могут работать при небольших частотах вращения.
Предельное число оборотов зависит от радиальной нагрузки и подлежит согласованию с изготовителем подшипников.
Подшипники с витыми роликами изготавливаются с наружным, внутренним кольцом и сепаратором с комплектом роликов. Некоторые подшипники выпускаются с удлиненным внутренним кольцом, имеющим паз для закрепления его на валу, что облегчает их монтаж (демонтаж), а также предотвращает проворачивание внутреннего кольца на валу.
Ролики изготавливаются навивкой из ленты прямоугольного сечения. Соседние ролики обычно имеют противоположную навивку для лучшего распределения смазки и во избежание стремления к осевому смещению. Сепаратор обычно выполняется в виде двух шайб с распорками, служащими одновременно осями роликов.
Подшипники с витыми роликами могут поставляться как комплектными, так и без внутреннего кольца или наружного колец
В случае применения подшипников без внутреннего кольца или без колец твердость поверхности вала и корпуса должна быть не ниже 46…51 HRC.
Подшипники с витыми роликами применяются в тихоходных узлах, не требующих точности вращения: в рольгангах прокатных станов, узлах сельскохозяйственных машин, на трансмиссионных валах металлургического оборудования. Витые кольца компенсируют тепловые расширения вала и корпуса.