ОАО "Московский подшипник" (ГПЗ-1)
14 марта 1929 г. Высший совет народного хозяйства страны принимает решение о строительстве в Москве подшипникового завода. Проект строительства был подготовлен в партнерстве с итальянскими конструкторами. 10 сентября 1930 г. на окраине Москвы в районе Кожухово состоялась закладка первого камня в фундамент завода.
В марте 1932 - 1-й Государственный подшипниковый завод (ныне - ОАО "Московский подшипник")произвел первую продукцию, а в октябре 1932 года строительство завода было закончено. В цехах было установлено около 5000 станков и машин в основном иностранного производства. Первая партия подшипников с завода была направлена Сталинградскому тракторному заводу. Первый государственный подшипниковый завод является родоначальником отечественной подшипниковой отрасли. Ввод в строй «Первого» завода позволил бурно развивавшемуся советскому государству отказаться от импорта подшипников. Так в 1930-х годах СССР обрела независимость от западных поставщиков.
В предвоенные годы завод начал выпускать высококачественные подшипники типа "дуплекс", крупногабаритные, четырехрядные с диаметром наружного кольца более 1 м, подшипники с количеством оборотов до 65 тыс. в минуту. Во время Великой отечественной войны более 6 тыс. заводчан участвовало в защите Родины.
В 1942 году ГПЗ-1 был по частям эвакуирован в Свердловск, Саратов, Куйбышев и Томск. Вывезенные линии там и остались, на их базе запустили новые заводы ГПЗ-3, ГПЗ-4, ГПЗ- 5, ГПЗ- 6, которые успешно работают и по сей день. На оставшемся оборудовании в Москве в кратчайшие сроки было организовано производство военной продукции.
После окончания войны ГПЗ-1 был быстро восстановлен и вернул свои лидирующие позиции в отрасли. В послевоенный период на заводе были созданы автоматические линии по производству подшипников. Опыт завода по автоматизации производства перенимали на предприятиях Швеции, США и Японии.
К середине 1980-х годов объем выпуск ГПЗ-1 составил 124 млн. подшипников в год.
В настоящее время ОАО "Московский подшипник", входит в состав Европейской подшипниковой корпорации и является крупнейшим производителем подшипников на территории России и стран СНГ.