ЗАО «Курская подшипниковая компания» (ГПЗ-20)
ЗАО «Курская подшипниковая компания» является одним из крупнейших российских производителей подшипников. Основанный в 1972 году завод более 30 лет снабжает высококачественными подшипниками — сначала выпускавшимися под маркой «ГПЗ-20», затем «АПЗ-20» и, наконец, «КПК» — ведущие предприятия отечественного машиностроительного комплекса. Продукция «КПК» поступает на конвейер крупнейших тракторных (Волгоградский, Минский, Липецкий, Челябинский), моторных (Ярославский, Заволжский, Тутаевский) и автомобильных (АвтоВАЗ, УАЗ, КАМАЗ) заводов.
По итогам последнего десятилетия ЗАО «Курская подшипниковая компания» заняла место в числе пяти наиболее работоспособных предприятий из более чем 30 бывших государственных подшипниковых заводов (ГПЗ), имевших в начале рыночных преобразований примерно одинаковые стартовые позиции.
Основой успешной маркетинговой политики предприятия является ориентация завода на постоянную реконфигурацию производства с учетом запросов крупных потребителей. В последние годы Курский завод показывает самые высокие среди отечественных производителей подшипников темпы освоения новых наименований продукции. Ежегодно запускается в производство 25-30 новых типоразмеров.
В настоящее время завод выпускает около 500 типоразмеров подшипников массой от 2 г до 8 кг и наружным диамет-ром от 11 до 220 мм.
Вся номенклатура выпускаемых на ЗАО «КПК» подшипников сертифицирована известным британским сертификационным центром «Lloyd Register», а система управления качеством — отечественным органом по сертификации систем качества «Российский Морской Регистр Судоходства».
История:
1966. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР о дальнейшем развитии подшипниковой промышленности на окраине Курска было начато строительство Государственного подшипникового завода № 20 с проектной мощностью 95 млн. штук подшипников в год. Основными потребителями завода должны были стать предприятия сельхозмашиностроения.
1972. Сданы первые производственные мощности на выпуск 10 млн. шт. подшипников. Эта дата и считается днем рождения ГПЗ-20. Одновременно с началом строительства ГПЗ-20 было начато и строительство жилого поселка для рабочих нового завода. Сегодня в выросшем вокруг завода Железнодорожном округе г. Курска проживает 20% всего городского населения.
1975. Завод одним из первых в стране внедряет бригадную форму организации труда. Лишь спустя 10 лет XXVII съезд КПСС утвердит «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы и на период до 2000 года», где будет указываться на необходимость искоренять уравнительные тенденции в оплате труда, шире внедрять бригадные формы организации и оплаты труда по конечным результатам.
1985. Ежегодно завод увеличивает выпуск подшипников. В девятой пятилетке (1971-1975) их было изготовлено 71 млн. штук, в десятой (1976-1980) — 192 млн. штук, в одиннадцатой (1980-1985) — более 250 млн. штук. В 1985 году был выпущен 500-миллионный подшипник.
1989. В январе 1989 года трудовой коллектив взял предприятие в долгосрочную аренду. На волне хозрасчетной эйфории тех лет это оказалось правильным решением, позволившим еще несколько увеличить технико-экономические показатели производственной деятельности. Смена экономического статуса была закреплена в названии: из ГПЗ-20 предприятие превратилось в АПЗ — «Арендный подшипниковый завод».
1993. В рыночную эру завод вступил с новым названием — в марте 1993 года на базе Арендного подшипникового завода № 20 было создано акционерное общество открытого типа «Двадцатый подшипниковый завод (АПЗ-20)», — относительно новым парком оборудования и твердой верой в светлое уже капиталистическое будущее. Следующие несколько лет работы стали для бывших государственных подшипниковых заводов настоящим испытанием. Пришлось заново выстраивать взаимоотношения с поставщиками и потребителями, искать новую нишу во внезапно ставшей агрессивно-аморфной среде.
1994-1995. Руководство завода избрало стратегическую линию на переориентацию мощностей на производство подшипников для автомобильной техники. До этого завод производил подшипники для сельскохозяйственных машиностроительных предприятий, но тотальное ухудшение положения в этой отрасли заставлило искать новые рынки сбыта. Как теперь становится видно, решение было правильным и своевременным — тракторные и комбайновые заводы будут простаивать вплоть до 1999 года.
2000. Выжило меньше половины заводов. Среди уцелевших был и АПЗ-20, сумевший предотвратить обвальный спад объемов производства, сохранил свои квалифицированные кадры. Но уровень рентабельности предприятия все же был существенно ниже потенциального. Хотя объем производства снизился незначительно, объемы реализации по сравнению с 1991 годом упали почти в 3 раза, кредиторская задолженность возросла до 200 млн. рублей.
2001. Собственниками завода становятся Группа «Юниделл» и ТД «Автопром». На руководящие позиции приглашаются ведущие специалисты отрасли, имеющие опыт антикризисного управления на других подшипниковых заводах. Запускается программа оздоровления, нацеленная на повышение уровня рентабельности предприятия.
В рамках программы была заново выстроена работа служб продаж и материально-технического снабжения, налажено функционирование управления режима, призванного пресекать случаи хищения продукции, начались работы по созданию корпоративной информационной системы.
2002. В феврале 2002 года на базе ОАО «АПЗ-20» решением общего собрания акционеров создано Закрытое Акционерное Общество «Курская подшипниковая компания».