Радиально-упорные подшипники ГПЗ
Радиально-упорные подшипники предназначены для восприятия комбинированных нагрузок (радиальных и осевых). Могут воспринимать чисто осевую нагрузку. Осевая грузоподъемность зависит от угла контакта. Радиально-упорные шариковые подшипники с трех- и четырехточечным контактом могут воспринимать осевые нагрузки в обоих направлениях. Преимущественно применяются при средних и высоких числах оборотов.
Подшипники выполняются со стандартными углами контакта шариков с желобами колец =12° , =26° и =36°.
Радиально-упорные подшипники, могущие воспринимать односторонние осевые нагрузки, требуют установки еще одного подшипника, фиксирующего вал в обратном направлении.
Часто решение достигается посредством установки специально подобранных пар подшипников, которые имеют отрегулируемый одинаковый зазор или натяг.
Они могут комплектоваться по различным схемам: «О», «Х», «Т».
При комплектовании подшипников по схеме «О» опора имеет повышенную жесткость. Ее можно применить в «плавающих» опорах без фиксирования наружных колец в осевом направлении.
При комплектовании подшипников по схеме «Х» допускается радиальная нагрузка на пары больше, чем для соответствующего однорядного в 1,8 раза, осевая в обе стороны такая же, как и у однорядного.
Схема комплектования «Т» является схемой одностороннего осевого действия. Ее применяют в узлах со значительными осевыми усилиями и высокой частотой вращения, когда нельзя использовать упорные подшипники.
Модификация комплектных подшипников могут содержать три, четыре и более однорядных подшипников.
Двустороннее восприятие осевой нагрузки можно обеспечить и другими конструктивными исполнениями.
Неразъемные двухрядные радиально-упорные подшипники имеющие в кольцах с одной стороны канавку для ввода шариков могут воспринимать момент в осевой плоскости и двухсторонние осевые нагрузки.
У подшипников с разъемными наружными или внутренними кольцами профили дорожек качения образованы радиусами из разных центров, вследствие чего в подшипниках образуется четырехточечный контакт. Применяются у в узлах, где не требуется высокая жесткость опоры. Разъемное кольцо позволяет разместить в подшипнике большее число шариков и тем самым обеспечить высокую грузоподъемность. Оптимальным условием эксплуатации таких подшипников является превалирование осевой нагрузки над радиальной.
Сепараторы в радиально-упорных шариковых подшипниках применяются из цветных металлов, текстолита, пластмасс и штампованные из стальной ленты.
При применении сепараторов, изготовленных из текстолита или стеклонаполненного полиамида, необходимо учитывать температурные границы этих материалов. При этом нужно внимательно относиться к присадкам, добавляемым в масло, которые могут сократить срок службы полиамидного сепаратора при длительной работе подшипника при температуре выше 100°С, при такой температуре отрицательно влияет и старение масла, что следует учитывать при назначении сроков его замены.